Рекомендации для тех, кому нужен английский

     Часто клиенты задают вопрос о том, как всё-таки выучить английский. Каков он, волшебный рецепт? Какую таблетку нужно проглотить, чтобы заговорить наконец на заветном английском, — синюю или зелёную?

     На основе своей более чем 16-летней практики в качестве репетитора по английскому я разработал легко применимые на практике рекомендации тем, кому нужен английский язык для различных целей.

1. Найдите себе профессионального репетитора по английскому. О том, как это сделать, Вы можете прочитать здесь. О выборе между курсами и репетитором читайте здесь.

2. Чётко определитесь с целью изучения английского. Для чего Вам нужен английский? Кстати, имеет смысл насторожиться, если репетитор сам не расспрашивает Вас о Вашей цели изучения английского. Вероятно, Вы имеете дело с непрофессионалом.

3. Будьте готовы инвестировать в изучение английского своё время. Как минимум 30 минут каждый день на самостоятельную работу и 120 минут 2 раза в неделю на занятия с репетитором. У моих клиентов на один уровень уходит в среднем 4-6 месяцев.

     Следующие практические рекомендации пригодятся для организации самостоятельной работы (те самые как минимум 30 минут ежедневно) всем тем, кто изучает английский вне зависимости от формы обучения (с репетитором очно, с репетитором по Скайпу, на курсах или самостоятельно).

4. Регулярно, лучше каждый день слушайте и читайте книги своего уровня (Elementary, Pre-intermediate, Intermediate и т.д.). Например, одну главу КАЖДЫЙ ДЕНЬ.

Идеальный алгоритм работы выглядит таким образом:
а) прослушивание отрывка аудиокниги (1-3 раза);
б) прослушивание и одновременное чтение прослушанного отрывка книги ИЛИ чтение прослушанного отрывка книги;
в) и одновременное вбивание в компьютерную программу с карточками/выписывание в тетрадь или на бумажные карточки новых слов плюс угадывание значения этих новых слов по контексту, а потом сразу же проверка правильности своих догадок по словарю и соответственно запись правильного варианта перевода;
г) письменный пересказ на английском прослушанного и прочитанного отрывка с новыми словами или как минимум составление на английском плана пересказа;
д) устный пересказ этого отрывка с новыми словами, например, своему репетитору по английскому (при этом Вы (практически) не заглядываете в свой письменный пересказ);
е) ответы на вопросы Вашего репетитора по пересказанному отрывку.

При необходимости Вы выбрасываете из этого алгоритма те этапы, которые для Вас невозможны. Например, у Вас может не быть аудиокниги или нет возможности пересказать репетитору прочитанный текст.

Для чтения нужно выбирать книги, изданные британскими издательствами, например, Penguin, Macmillan, Oxford Bookworms и т.д. Кстати, такие книги Вы можете бесплатно скачать на трекерах.

Книги, адаптированные британскими лингвистами, во много раз лучше книг, адаптированных российскими методистами, потому что наши методисты обычно не учитывают частотность употребления английских слов, и поэтому в книге, например, уровня Elementary оказываются много слов, относящихся, например, к уровню Advanced.

Повторюсь: нужно выбирать именно книги своего уровня. Другими словами, не нужно, имея уровень, например, Pre-intermediate, читать неадаптированную литературу в оригинале. Это неподъёмно сложно, и самое главное Вам непросто будет понять, какие слова употребляются часто и Вам нужно их учить, а какие употребляются очень редко и соответственно на уровне Pre-intermediate Вам эти слова абсолютно не нужны. Строго говоря, существуют компьютерные программы, позволяющие подсчитать частотность употребления слов в книге, субтитрах к фильму и т.д. Например, это бесплатная программа на сайте http://www.lextutor.ca/vp/comp/ или платная программа на сайте http://wordsfromtext.com/ (имеет более широкий функционал и бесплатный трайэл). Но что-то мне подсказывает, что далеко не каждый захочет осваивать эти программы и, самое главное, без них можно легко обойтись. Главное — читать книги своего уровня!

Понять, что перед Вами книга Вашего уровня очень просто — в среднем на 100 слов должно быть 2 незнакомых Вам слова. Эти слова, как указано выше в пункте в), Вы вбиваете в Anki, Quizlet, Memrise или другую аналогичную программу с карточками или по старинке выписываете в тетрадь с новыми словами/на бумажные карточки. Имеет смысл выписывать новые слова с примерами употребления, полезными словосочетаниями или из той книги, которую Вы читаете, или из авторитетного англо-английского словаря, например http://www.oxfordlearnersdictionaries.com

Вы можете читать их в транспорте, на обеденном перерыве, когда ждёте где-нибудь своей очереди, в общем, когда у Вас появилось несколько свободных минут. Кто-то читает книги в гаджете, кто-то предпочитает бумажную версию. У меня впечатление, что бумажная версия удобнее, потому что в ней легко выделить новые слова, если Вы, например, в метро и сейчас неудобно выписывать их. Но некоторые мои клиенты читают книгу, например, в планшете и одновременно вбивают новые слова в приложение в смартфоне даже в метро. Так что здесь на вкус и цвет.

На всякий случай поясню, что описанный алгоритм действительно эффективен, потому что Вы не только повторяете известные Вам слова и выписываете/учите новые слова, но и повторяете известные Вам грамматические структуры, тренируете письменную и устную речь.

5. Регулярно, опять же лучше каждый день повторяйте пройденные слова. Например, 30 слов КАЖДЫЙ ДЕНЬ. Как написано в рекомендации 4, кто-то предпочитает записывать новые слова с переводом и желательно с полезными примерами употребления в отдельную тетрадь или отдельный раздел тетради, кто-то — на бумажные карточки, кто-то — в компьютерную программу/приложение Anki, Quizlet, Memrise, A+ Pro и т.д. У каждого варианта свои минусы и плюсы. Минусом приложений является отсутствие поиска по всем карточкам. Например, я помню, что с моим клиентом мы вбили в Anki фразовый глагол put on. Клиент этого не помнит. Приходится или вбивать в Anki этот глагол повторно, или тратить время на поиски карточки с этим фразовым глаголом. Даже если использовать теги, несколько минут на поиски уходит, а мне жаль это время. Если Вы используете бумажный носитель, обязательно отмечайте проблемные слова так, чтобы вернуться к ним завтра, послезавтра, до тех пор, пока Вы их не запомните.

6. Регулярно, и опять же лучше каждый день учите новые слова. Например, 10 новых слов КАЖДЫЙ ДЕНЬ. Это могут быть слова из тех книг, которые Вы регулярно слушаете и читаете, новые слова из учебника или новые слова из выборки, состоящей из 1000 или 2000 или 3000 самых частотных слов английского языка. Выборку из 1000 слов Вы можете найти на странице британского лингвиста Пола Нэйшена http://www.victoria.ac.nz/lals/about/staff/paul-nation в закладке Vocabulary Resource Booklet, а выборку из 3000 на сайте авторитетного оксфордовского словаря http://www.oxfordlearnersdictionaries.com/wordlist/english/oxford3000/Oxford3000_A-B/?page=1

Кстати, в этой же закладке на сайте Пола Нэйшена в документе Survival Vocabulary даются 120 самых распространённых слов — это как раз то, что нужно путешественнику, начинающему учить английский. Да и вообще всем начинающим эти 120 слов не помешают. Кстати, в документе Russian Пол Нэйшен приводит 120 самых частотных слов в русском — интересно познакомиться:))) Лично я очень уважаю Пола Нэйшена за доступную манеру изложения и практичный подход. Его книгу What you need to know to learn a foreign language можно бесплатно скачать на его странице, но понятно, она на английском;)))

Реально интересно: по результатам исследований того же Пола Нэйшена приведённые на его странице 1000 самых частотных слов в английском обычно составляют около 80% любого текста. На самом деле стоит выучить эту тысячу слов, чтобы потом понимать практически полностью то, что читаете/слушаете.

Думаю, приятно видеть, что выученных слов из 1000 самых частотных в Вашем личном словарном запасе всё больше, а не выученных всё меньше и меньше. Чем не спорт? Подробно о том, как учить английские слова, читайте здесь.

7. Регулярно, конечно, лучше каждый день слушайте аудиофайлы к какому-нибудь учебнику Вашего уровня, т.е. не к Вашему основному учебнику. Это можно делать, когда Вы идёте или едете куда-нибудь. Непонятные моменты смотрим в учебнике и опять выписываем новые слова. Кстати, полезно время от времени повторно слушать аудиофайлы с уже пройденными, прослушанными диалогами и текстами из Вашего основного учебника.

8. Регулярно, лучше 2-3 раза в неделю смотрите фильмы на английском с субтитрами (если у Вас уже есть/когда у Вас будет уровень Pre-intermediate, а особенно уровень Intermediate и выше).

Идеальный алгоритм работы выглядит здесь таким образом:
а) находите в Интернете английские субтитры к фильму на английском, который Вы уже смотрели с переводом и который Вам нравится;
б) читаете, переводите отрывок субтитров, например, первые 15 минут фильма, выписываете оттуда полезные, по Вашему мнению, новые слова, пытаетесь догадаться об их значении, проверяете себя по словарю, записываете перевод — если возникают проблемы с переводом и пониманием, можете посмотреть субтитры к этому фильму на русском или проблемный отрывок фильма на русском;
в) читаете этот отрывок английских субтитров ещё раз, чтобы убедиться в том, что Вам при чтении понятно как минимум 70% и одновременно слушаете этот отрывок субтитров;
г) смотрите отрывок фильма, субтитры к которому Вы только что прочитали и перевели — смотрите при необходимости с субтитрами;
д) пишете пересказ на английском этого отрывка с новыми словами или как минимум составляете на английском план пересказа;
е) отвечаете устный пересказ этого отрывка с новыми словами, например, своему репетитору по английскому (при этом Вы (практически) не заглядываете в свой письменный пересказ);
ж) отвечаете на вопросы репетитора по пересказанному отрывку фильма;
з) через примерно 1 неделю имеет смысл смотреть этот отрывок ещё раз, чтобы в контексте повторить полезные слова, которые Вы выписали в шаге б). Попробуйте посмотреть этот отрывок без субтитров.

При необходимости Вы выбрасываете из этого алгоритма те этапы, которые для Вас невозможны. Например, у Вас нет возможности пересказать репетитору прочитанный текст или Ваш репетитор не хочет/не может задавать Вам вопросы.

Я работаю со своими клиентами начиная с уровня Pre-intermediate немного в другом формате. Я выбрал несколько известных фильмов (French Kiss, Braveheart и т.д.), разбил их на части (каждая часть примерно 15-20 минут), подготовил для каждой части вокабуляр (примерно из 10 частотных слов) и задания. Соответственно сначала мой клиент читает, выписывает, переводит эти слова, потом в качестве домашнего задания смотрит часть фильма с этими словами, потом пересказывает её, как Вы уже догадались, с этими 10 новыми словам. Т.е. при просмотре фильма нужно увидеть в субтитрах или услышать в речи персонажей эти 10 новых слов и потом употребить их в пересказе примерно в тех же ситуациях, в которых они идут в фильме. Ну и напоследок нужно ответить на мои вопросы по этой части фильма и выполнить задание, например, вспомнить кто из персонажей сказал напечатанные предложения и в какой ситуации.

9. Регулярно, лучше 2-3 раза в неделю общайтесь на английском с людьми, которые, также как и Вы, изучают английский. Для этого нужно использовать такие Интернет-сервисы, как, например, verbling.com или sharedtalk.com или livemocha.com. Мне больше всего нравится verbling.com. Это современный продукт Гугл, и, кстати, по этой причине его проще всего использовать в браузере Chrome. В verbling.com нас не интересуют услуги многочисленных репетиторов. Кликаем на закладку Сообщество и выбираем чатрум, в котором говорят на английском на Вашем уровне (например, Pre-intermediate), заходм в этот чатрум, кликнув на него, слушаем, о чём там говорят, и, если можем/хотим, принимаем участие в разговоре. Кстати, неплохо будет сказать что-нибудь вроде Hello, everybody!, когда Вы зайдёте в чатрум и включите микрофон. Заодно будьте готовы рассказать о себе на английском — вдруг кто-то из присутствующих в чатруме задаст Вам какие-нибудь простые вопросы. В общем это отличная практика в общении. Обязательно используйте эту возможность, если Ваша цель — устное общение на английском.

Иногда мне задают вопрос: неужели все на verbling.com говорят правильно? Там ведь те, кто сами учат английский… Естественно, на verbling.com люди из разных стран, которые учат английский, делают ошибки, но в этом и заключается ценность такой практики в общении. Далеко не всегда в реальной жизни приходится общаться с теми, кто на высоком уровне владеет английским. Так что рассматривайте это как тест. Поймёте ли Вы их? Поймут ли они Вас?

10. Регулярно, лучше 2-3 раза в неделю смотрите выступления на английском с субтитрами на сервисе ted.com (если у Вас уже есть/когда у Вас будет уровень Intermediate и выше).

Вы можете выбрать тематику выступлений и, кстати, как Вы уже догадались, эффективно выписывать из этих выступлений частотные и полезные слова, сначала пытаясь догадаться об их значении по контексту, а потом проверяя себя по словарю, и в конце концов письменно и устно пересказывать содержание этих выступлений с новыми словами Вашему репетитору по английскому. Будет замечательно, если Ваш репетитор будет задавать Вам вопросы после Вашего пересказа.

Кстати, на сервисе BBC Learning English тоже можно найти видео, даже отсортированные по уровням. С этими видео можно работать в подобном формате.

11. Регулярно, лучше 2-3 раза в неделю слушайте песни на английском (если у Вас уже есть/когда у Вас будет уровень Pre-intermediate и выше).

Идеальный алгоритм работы выглядит здесь таким образом:
а) выбираете английскую песню, желательно что-нибудь полуклассическое, вроде ABBA, The Beatles и т.д., что Вам нравится, но не тяжёлое и не рэповское, находите в Интернете слова этой песни
б) слушаете эту песню, а лучше отрывок из неё и понимаете, что (почти) ничего не понимаете;
в) читаете прослушанный отрывок, переводите его, выписываете оттуда полезные, по Вашему мнению, новые слова, пытаетесь догадаться об их значении, проверяете себя по словарю, записываете перевод;
г) слушаете этот отрывок ещё раз и при необходимости одновременно читаете его;
д) через примерно 1 неделю имеет смысл послушать эту песню/отрывок песни ещё раз, чтобы в контексте повторить полезные слова, которые Вы выписали в шаге в).

12. Регулярно, лучше 1-2 раза в неделю смотрите видео и слушайте радио на английском (если у Вас уже есть/когда у Вас будет уровень Intermediate и выше).

Вы можете, например, познакомиться с ресурсом rtd.rt.com, смотреть англоязычные видео на YouTube, смотреть новости на BBC, слушать радио 105.2 FM (лично я его обычно слушаю в машине) и т.д.

Насколько понимаю, идеальный алгоритм работы здесь каждый выбирает для себя. Но всё таки в 1001-й раз напишу о том, что полезно пересказывать то, что Вы посмотрели, по возможности используя в пересказе новые слова. Кстати, очень неплохо, если при выполнении этой рекомендации Вы учитываете принципы изучения английского.

     В общем основная мысль следующая — нужно сделать английский повседневной привычкой, как чистить зубы, принимать душ, для некоторых — ходить в фитнес и т.д. Причём возможно и нужно его сделать не скучной и нудной, а захватывающей и мотивирующей привычкой. И тогда Вы увидите, что непокоримая для многих вершина под названием Английский язык стала Вашей и перед Вами открылось много возможностей, недоступных раньше.

     Удачи Вам! Если у Вас появятся вопросы, понадобится помощь профессионального репетитора по английскому, обращайтесь, я всегда готов помочь!

Поделиться:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Dorus.ru Профессиональный репетитор по английскому