как выбрать репетитора по английскому

Интервью с профессиональным репетитором по английскому языку, действующим официальным экспертом ЕГЭ и ОГЭ, сертифицированным преподавателем TEFL Дмитрием Драгайцевым

— Дмитрий, давайте сегодня поговорим о выборе репетитора по английскому, ведь рано или поздно практически каждому из нас приходится решать этот вопрос.

— Согласен. Ситуации могут быть разными. Кто-то выбирает репетитора по английскому для ребёнка, чтобы улучшить успеваемость по английскому в школе или чтобы получить высокие баллы по ГИА или ЕГЭ. Кто-то ищет репетитора по английскому, чтобы вырасти по карьерной лестнице. Кто-то нуждается в репетиторе по английскому, чтобы освоить английский для путешествий. Этот список можно продолжать довольно долго.

— Объясните, пожалуйста, что нужно учитывать, когда выбираем репетитора по английскому. Ведь не всегда получается сделать выбор по рекомендации друзей или знакомых, а предложений на рынке репетиторских услуг бесчётное количество.

— Да, это действительно так. Требования к репетитору по английскому могут несколько различаться в зависимости от цели изучения, но действительно существует ряд базисных требований к репетитору, которые всегда имеют большое значение.

— Так с чего начнём?

— Традиционно начнём с высокого уровня владения английским у самого репетитора. На второй позиции — владение репетитором методикой обучения английскому, педагогический опыт, можно сказать, педагогическое мастерство. Сразу вынужден отметить, что именно по этим двум пунктам, к сожалению, на каждом шагу приходится сталкиваться с непрофессионализмом репетиторов по английскому и как следствие недовольством клиентов.

— То есть всё так просто? Два этих показателя являются ключевыми?

— Конечно, нет. На третьей позиции клиентоориентированность репетитора по английскому. Опять же довольно распространённая ситуация: репетитор владеет и английским на высоком уровне и методикой обучения английскому, есть серьёзный педагогический опыт, но услышать клиента, развернуться к клиенту лицом и добиться выполнения тех целей, которые поставлены именно этим клиентом, репетитор не может или не хочет. В итоге репетитор обучает тому, что знает, или тому, что любит.

— Да, одна моя знакомая рассказывала, как её репетитор на протяжении десяти или пятнадцати занятий увлечённо описывал ей сложную систему времён английского глагола, в то время как ей требовался деловой английский. В итоге у неё осталось такое впечатление, что английскую грамматику ей не понять.

— Вполне типичная ситуация! Кстати, из всех английских времён действительно необходимы для общения только пять, но об этом как-нибудь в другой раз. И ещё один критерий. У некоторых репетиторов нет успешных учеников, отлично или хорошо сдавших ЕГЭ или ГИА по английскому, TOEFL, IELTS, PET и другие экзамены. Убеждён в том, что это реально важный показатель.

— Согласен с Вами! А что по поводу личностных качеств репетитора по английскому? Можете назвать наиболее важные?

— На мой взгляд, адекватная требовательность, умение заставить ученика работать и добиться результата даже без домашних заданий. Также важны терпение и чувство юмора. Плюс способность понять ученика, понять, что ему непонятно, что ему трудно, понять, какой материал нуждается в повторении, дополнительной проработке. Способность понимать и учитывать индивидуальные особенности каждого конкретного ученика.

— Да, действительно важное качество.

— Я бы ещё выделил жизненный опыт. Ученикам приятно общаться, разумеется на английском, с репетитором, у которого широкий кругозор, так сказать, обширное знание жизни и который при этом умеет слушать и задавать вопросы.

— Это всё?

— Я бы в этот длинный список качеств, необходимых профессиональному репетитору по английскому, добавил мобильность.

— В каком смысле?

— Имею в виду способность репетитора по английскому приехать к Вам в офис или домой, если, конечно, Вы предпочитаете заниматься на своей территории. И возможность репетитора проводить занятия в удобное клиенту время, хоть в 7 часов утра, хоть в 10 часов вечера.

— Вы сейчас шутите?

— Нисколько! Это ситуации из моей практики и из практики моих коллег.

— Понятно. Итак, Вы перечислили необходимые, на Ваш взгляд, качества профессионального репетитора по английскому. С некоторыми всё понятно, а с некоторыми не совсем. Как мне понять, насколько клиентоориентирован, например, репетитор моего сына? Насколько хорошо он владеет методикой обучения английскому? В конце концов, насколько высокий у него уровень английского?

— Во-первых, Вы можете попробовать оценить, насколько Вы стали ближе к достижению своей цели, то есть улучшилась ли успеваемость сына, отзывы школьного учителя о его работе. Поговорите с ребёнком — дети обычно объективно оценивают результат уроков. Во-вторых, если Вы чувствуете, что Вы не можете сами разобраться в ситуации, пригласите независимого специалиста. Если, например, ко мне обращаются в такой ситуации, я провожу тестирование с учётом цели изучения английского, например, один раз в месяц и результаты тестирования наглядно демонстрируют прогресс ученика по английскому. Или отсутствие прогресса.

— Значит, выход есть!

— Конечно! И если у Вас ещё возникнут вопросы, связанные с изучением английского, обращайтесь, буду рад помочь.