Распространённые ошибки

Интервью с профессиональным репетитором по английскому языку, действующим официальным экспертом ЕГЭ и ОГЭ, сертифицированным преподавателем TEFL Дмитрием Драгайцевым

— Как обычно, наша тема — изучение английского, и сегодня мы обсуждаем ошибки, которые делают люди, изучающие английский, когда говорят на английском.

— Да, это важный вопрос.

— Моя знакомая, которая изучает английский с репетитором, жалуется на то, что много времени на занятиях постоянно уходит на исправление её ошибок. Например, она составляет дома диалог, отвечает его на занятии за 3 минуты и всё оставшееся время репетитор ей объясняет, что в её ответе неправильно. Это нормально?

— А какой уровень у Вашей знакомой? И какая цель изучения английского?

— Уровень начальный. А английский учит для карьеры, для путешествий и, как я понимаю, для саморазвития.

— Типичный случай! Вместо того, чтобы снять языковой барьер, показать, что на английском общаться вполне реально, разговорить ученика, репетитор Вашей знакомой фактически делает обратное. Скорее всего, через несколько недель таких занятий у Вашей знакомой сложится стойкое впечатление, что ей не по силам выучить английский, и она бросит изучение английского.

— Да, у неё уже появились такие мысли.

— Вот видите! А всему виной привычка репетитора по английскому исправлять у ученика все ошибки без разбора!

— Что в итоге делать моей знакомой?

— Прежде всего понять, что далеко не все ошибки нарушают процесс коммуникации. То есть несмотря на Ваши ошибки, Вас будут легко понимать.

— Тогда зачем грамматика и правила?

— Всё зависит от ошибок. Если Вы путаете на уровне оговорок, как это часто бывает, he и she или his и her, это плохо. Вас скорее всего не поймут. Если путаете Past Simple и Present Simple, тоже ничего хорошего не будет. Не нужно вместо twenty употреблять twelve, и наоборот, вместо twelve — twenty. А если забываете использовать неопределённый артикль a/an или вместо Present Perfect используете Past Simple, в большинстве ситуаций это не затрудняет общение. Ситуация, контекст всегда помогают понять, что имеется в виду.

— Значит, есть распространённые ошибки, которые часто делают те, кто начали учить английский, и от которых не нужно сразу же избавляться?

— Да, в принципе так. То, о чём я говорю, относится к уровням Beginner, Elementary и частично Pre-Intermediate. На этих уровнях репетитор и ученик постоянно и, самое главное, постепенно избавляются от этих ошибок с помощью как грамматических, так и речевых упражнений. Речевых упражнений, кстати, нужно намного больше, чем грамматических. В общем абсолютно неэффективно тратить большую часть времени на исправление сразу всех ошибок в диалоге или в топике.

— То есть если исправлять, когда ученик говорит на английском, все ошибки и сразу, ничего не получится?

— Правильно! Другое дело — имидж. Например, ученик уровня Pre-Intermediate хочет продемонстрировать в своей компании или на собеседовании корректный английский. Соответственно мы с ним отрабатываем эту презентацию, возможные вопросы и ответы по ней или готовимся к собеседованию, опять же репетируя в том числе возможные вопросы и ответы, но обращаем при этом внимание на детали, чтобы всё звучало правильно.

— Получается, как Вы всегда говорите, что всё зависит от клиента и от цели изучения английского.

— И от уровня английского у клиента!

— Тогда возникает другой вопрос. Как отличить серьёзные ошибки от тех ошибок, которые общению не мешают?

— Вообще это задача репетитора. Если репетитор Вашей знакомой так неэффективно тратит время на занятии, возможно, стоит попробовать объяснить ему свою позицию, выразить своё недовольство. Скорее всего, это не поможет, так что нужно будет найти нового репетитора и с самого начала занятий объяснить, что Вы хотите и чего Вы не хотите.

— А возможно ли каким-то образом самой понять, насколько важна для общения та или иная ошибка?

— Честно говоря, проще об этом не думать. Просто говорите на английском! А то Вы будете только думать о своих ошибках и не сможете ничего сказать.

— Да, знаю по собственному опыту, именно так часто и бывает.

— Кстати, интересный факт, подтверждённый статистикой: у людей, изучающих английский, количество ситуаций, когда они испытывают трудности из-за того, что не знают или не могут вспомнить какое-то английское слово, в несколько раз превосходит количество грамматических ошибок. Тоже скажете, что знаете это по собственному опыту?

— Кстати, вполне может быть! То есть нужно не заморачиваться на грамматических ошибках, а учить английские слова?

— Да, именно так!